ФЭНДОМ

«Хоббит, или Туда и обратно» (англ. The Hobbit, or There and Back Again) — повесть английского писателя Джона Р. Р. Толкина. Впервые опубликована в 1937 году издательством Allen & Unwin, став со временем классикой детской литературы. В основе сюжета — путешествие хоббита Бильбо Бэггинса, волшебника Гэндальфа и тринадцати гномов во главе с Торином Дубощитом. Их путь лежит к Одинокой Горе, где находятся гномьи сокровища, захваченные и охраняемые драконом Смаугом.

СюжетПравить

В норе под холмом жил-был хоббит. Звали его Бильбо Бэггинс. И вот однажды к его норке подошёл сам Гэндальф, который предложил Бильбо поучаствовать в Приключении. Бильбо всячески отказывался, но пригласил волшебника на чай. Как только он спрятался, то волшебник оставил на двери метку.

В среду вечером Бильбо садится пить чай. Внезапно он слышит звонок и вспоминает о Гэндальфе. Но вместо волшебника он встречает гнома Двалина. Он всё же усаживает его за стол. Но вскоре в дверь вновь звонят, но это опять не Гэндальф, а гном Балин. Он угощает его и, пока Балин и Двалин беседуют, встречает ещё двух гномов - Фили и Кили. А вскоре подходят ещё пять гномов: Дори, Нори, Ори, Оин и Глоин. Только они начали есть ячменные лепёшки, как вдруг раздаётся стук. Это оказывается Гэндальф и ещё четыре гнома: Бифур, Бофур, Бомбур и сам Торин Дубощит. Бильбо начинает всех угощать, втайне злясь. После обеда (или ужина) гномы начинают уборку. После уборки гномы вновь собираются в гостиной и начинают петь. После они начинают рассуждать о сокровищах и драконе. Бильбо требует объяснений, и тогда Балин рассказывает ему историю.

Когда-то давно было такое королевство гномов Эребор. Гномы жили в горе и добывали несметные богатства. И вот молва о сокровищах докатилась до драконов. И тогда один из драконов по имени Смог напал на Гору и разорил близлежащий город Дейл. Спастись удалось немногим: Балину, Торину и его сестре. Так же смогли спастись Трор и Трайн, дед и отец Торина. И вот теперь гномы надеются отвоевать Гору. Для этого Гэндальф вручает Торину карту и ключ его отца. После он объясняет свой план - использовать Бильбо для прохода через секретный туннель, т. к. Смогу не знаком запах хоббита. Хоббита сначала переполняет Туковская сторона, но потом Бэггиносовская пересиливает и он укладывает всех спать. Утром он видит, что все гномы ушли. Он приступает к уборке и уже собирается вторично позавтракать, как является Гэндальф. Он сообщает, что все ждут только его. Он выталкивает его за дверь, и он бежит со всех ног к таверне "Зелёный Дракон". Там его встречает Балин. Ему дают зелёный плащ с капюшоном, после чего вся компания отправляется в путь. Вскоре они замечают, что Гэндальфа нет, но они продолжают ехать дальше. Вскоре их застигает дождь. Гномы пытаются развести огонь, но ничего не выходит. Вдруг Балин замечает огонёк. Гномы посылают на разведку хоббита. Бильбо идёт на огонь и видит трёх троллей. Он решается блеснуть своими навыками взломщика, но его ловят. Затем тролли ловят гномов.

Поймав всех, тролли начинают спорить, как их приготовить. При этом каждый из них слышит странный голос, считая, что говорит другой. В результате они так долго спорят, что пропускают восход солнца и превращаются в камень. Освободив гномов, Гэндальф начинает искать пещеру троллей. В пещере они находят множество сокровищ, а Торин и Гэндальф берут себе по мечу. Находит меч себе и Бильбо. Путешественники продолжают путь и вскоре приходят в Ривенделл. Их принимает Эрлонд, который опознаёт мечи - Гэндальф стал владельцем Гламдринга, а Торин владеет Оркристом. Так же Эрлонд находит на карте лунные руны. Так герои узнают, когда надо подойти к Горе и где искать дверь.

Вскоре отряд продолжает свой поход. В Туманных горах их застигает буря, и они прячутся в пещере. Среди ночи на них нападают орки, однако Бильбо успевает всех предупредить, подняв крик. Король орков начинает их допрашивать, считая шпионами. Торин пытается их разубедить, но его меч приводит орков в ярость. Но тут появляется Гэндальф и устраивает суматоху. Гномам с хоббитом удаётся бежать. Однако орки устраивают засаду, в результате чего Бильбо теряется. Когда он приходит в себя, то обнаруживает, что остался один. На полу пещеры он находит странное кольцо, которое тут же кладёт к себе в карман. Он достаёт меч и замечает, что тот светится. При свете меча Бильбо выходит к озеру, где встречается с Горлумом. Тот очень заинтересовался гостем и решил разузнать о нём побольше. И ему пришла идея сыграть в загадки: в случае его победы Бильбо будет съеден, а если Бильбо победит, то Горлум покажет ему выход. Игра идёт напряжённо и никто не выигрывает. Тогда голодный и злой Горлум требует от Бильбо последнюю загадку. Бильбо вслух говорит:"Что у меня в кармане?", но Горлум принимает этот вопрос за загадку. Он пытается угадать с трёх раз, но ничего не выходит. Тогда Горлум идёт на хитрость - он плывёт на островок, говоря, что ему кое-что нужно. Он хочет использовать кольцо, но не находит его. Тогда он понимает, что в кармане у хоббита и бросается на него. В испуге хоббит падает и надевает кольцо. Горлум пробегает мимо. Он направляется к выходу, а Бильбо следует за ним. В результате он доходит до выхода, но дальше идти боится. Бильбо хочет его убить, но в нём просыпается жалость. Горлум внезапно ощущает его присутствие, но Бильбо удаётся сбежать. Он проходит к выходу. Его чуть не ловят, но ему удаётся выбраться. Вскоре он встречает гномов и волшебника. Вскоре наступает ночь, и им приходится спасаться на деревьях от варгов. Забравшись на сосну, Гэндальф начинает обстрел варгов горящими шишками. Но вскоре подходят орки, которые тут же поджигают деревья. Друзья чуть не погибают, но их спасают орлы. Они уносят их, после чего они переносят друзей к скале Каррок. Гэндальф ведёт их к Беорну, которому рассказывает об их приключениях. Беорн, найдя подтверждения их словам, помогает им с продовольствием и даёт советы. Гномы продолжают свой путь и входят в Тёмнолесье. Вскоре они выходят к Чёрной реке. Бильбо замечает лодку, и гномы используют её для переправы. На той стороне они видят оленя. И хотя Торину удаётся подстрелить оленя, путешественники теряют лодку и Бомбур падает в реку. Когда его достают, то оказывается, что он крепко спит. Гномы продолжают идти через лес, и у них кончается еда. Гномы пытаются попросить помощи у эльфов и сходят с тропы. В результате гномы теряются. Бильбо приходит в себя оттого, что его опутывает паук. Бильбо успевает убить паука, после чего нарекает свой клинок Жалом. Он находит логово пауков, где видит пленённых гномов. Он отвлекает пауков и освобождает гномов. Но вскоре гномов ловят эльфы, которые поймали Торина. Трандуил пытается допросить гномов, но те отказываются отвечать о цели своего путешествия. Он сажает их всех в тюрьму. Бильбо думает, как ему быть. И вот ему приходит идея!

В день праздника Бильбо крадёт ключи от тюрьмы и освобождает всех. Он открывает им свой план - спрятать их в бочках. Гномы недовольны, но видя, что иного пути нет, соглашаются. Бильбо прячет гномов в бочки, после чего прыгает следом. Когда бочки прибывают в Эсгарот, Бильбо освобождает гномов. Торин сообщает, что он вернулся. Все в городе начинают возносить гномов. Гномы заручаются поддержку от жителей, и их доставляют к подножью горы. Там они находят тайный ход, и Бильбо идёт внутрь горы. Бильбо крадёт чашу, чем необычайно злит дракона. Когда Бильбо приходит к нему снова, то Смауг пытается его зачаровать. Но на хоббита его чары не действуют, и он обнаруживает уязвимое место в броне Смога. Он случайно говорит, что является Ездоком на бочках, отчего Смауг решается атаковать город. Бильбо рассказывает гномам о дырке в броне Смога, после чего упрашивает гномов спрятаться в проходе. Пока гномы прячутся, дракон атакует Озёрный город. Бард организует людей и эвакуацию. Причём в первую очередь спасается бургомистр. И вот в самый ответственный момент на плечо Барда садиться дрозд и рассказывает услышанное от хоббита. Бард пускает Чёрную стрелу и попадает в ту самую точку. В результате Смог погибает, уничтожив город. Люди готовы короновать Барда, но бургомистр остужает их пыл. Люди начинают обустраивать лагерь. Вскоре подходит войско эльфов, и они вместе направляются к Горе. Придя к Горе Бард требует отдать часть сокровищ в пользу города, но Торин отказывается это делать (т. к. находится под властью сокровищ). Торин посылает воронов своему кузену Дарину, и тот собирает войска и идёт к Горе. В то же время к Горе направляются орки. Бильбо, желая положить конец вражде, дарит Аркенстон (он хотел взять камень себе как четырнадцатую часть) Барду. Торин в гневе кричит на хоббита, когда узнаёт праду. Но он надеется отбить камень. Однако вскоре у подножия Горы появляются гномы и орки, и разворачивается битва, получившая название Битва Пяти Армий, т. к. к битве присоединились орлы. Особый вклад вносит Беорн, который убивает Больга, лидера армии орков. Так орки оказываются побеждены. Но во время этой битвы Торин оказывается серьёзно ранен. Он прощается с Бильбо и извиняется за сказанные слова. Его хоронят, Трандуил возлагает на его могилу Оркрист, а Бард возвращает Аркенстон. Так же хоронят Фили и Кили. Бильбо с двумя сундучками золота вместе с Гэндальфом едет домой в Шир. Приехав домой, Бильбо видит, как его вещи распродают. Он кое-как возвращает своё имущество, после чего начинает жить как прежде.

ПерсонажиПравить

ГалереяПравить